Гуляя вечером в районе метро «Чистые Пруды», я наткнулся на здание, где огромными буквами написано «Шторы». В Москве с синдромом рассеянного внимания это как никак кстати. Я решил полюбопытствовать.
Оказалось это салон штор L’escalier, что в переводе с французского означает лестница. Основал салон узбекский дизайнер Влад Заманов. Видимо, название было придумано в честь чугунной лестницы каслинского литья в этом здании.
Шоу-рум вполне может быть полезен дизайнерам – есть достойные образцы готовых штор по вполне бюджетным ценам. Но меня больше привлекла история здания, которую рассказала мне менеджер салона. Она напомнила трагичную историю мавзолея Тадж Махал.
В конце 1830-х годов кменный дом приобрел надворный советник Иван Данилович Лорис-Меликов, который перестроил старый дом. Для этой цели он пригласил архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского, получившего образование в семье итальянских архитекторов Жилярди.
В конце 30-х годов Быковский побывал в Италии и познакомился с её архитектурой. Поездка оказала огромное влияние на его творчество. И в преподавательской
деятельности, и в градостроительстве Быковский стал развивать идеи романтизма. Соучеником Быковского был итальянец Константин Львович Минелли. На его сестре Эмилии женился сам архитектор.
С семейным счастьем пришел успех в работе. В 1836 году Быковский стал директором архитектурного училища. Сердечная привязанность к жене не угасала, но в 1841 году Эмилия умерла при родах сына Константина. В память о ней Быковский возвел придел Св. Эмилии в католической церкви Петра и Павла. В это же время он получил заказ на дом Лорис-Меликова в том же переулке, что и церковь.
Красивый двухэтажный дом в духе позднего классицизма должен был стать достойным памяти любимой жены. Первый этаж декорирован рустом, который вкупе с почти квадратными окнами подчёркивает монументальность здания. Второй, парадный этаж, украшен высокими полуциркульными окнами. Их резные деревянные рамы, почти единственные такого рода, сохранившиеся в Москве.
К сожалению, многие здания, построенные по его проектам, в настоящее время утрачены. Тем большую ценность приобретает дом Лорис- Меликова как один из немногих сохранившихся памятников архитектурного наследия Михаила Быковского.
На последующие несколько десятилетий именно он стал первым архитектором г. Москвы. Будучи новатором во всех областях своей деятельности, Быковский осуществил реорганизацию Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Реформировав систему обучения, он превратил консервативное художественное заведение старого типа в одно из самых современных.
Автор статьи Денис Фурманов, дизайнер интерьеров
+7 915 304 7297
http://denisfurmanov.ru/