ЗАМЕТКА ДЕНИСА ФУРМАНОВА
Я в Москву приехал из Белоруссии лет семь назад. Всё это время я наблюдаю у заказчиков один и тот же подход к дизайну – сделать дорогое покрытие полов, оформить кухню как домашний очаг, дверям придать выразительный вид; и отделка должна быть только выдающейся!
В общении с дизайнерами вижу практически тот же подход: «Посмотри, какие у меня обои ручной покраски, а какой редкий винтажный светильник». И никто из них не говорят об ансамбле предметов интерьера и отделки. А хотелось бы хоть раз услышать: «как увлекательно этот классический диван разговаривает с современными креслами» или «как смелый окрас светильника раскрыл томный цвет стен». Я начал задумываться, почему так? Недавно для себя раскрыл секрет русского понимания гармонии.
В антикварном салоне «Русская усадьба» в ArtPlay, я нашел каталог выставки «Сидеть». В нём мастерски показана подборка усадебных стульев.
Ольга Стругова отметила следующее:
После указа 1762 года об освобождении дворян от обязательной службы владельцы родовых гнёзд решили заняться их экономическим преобразованием. В числе кардинальных переделок упоминается замена лавок на «канапе и дюжину стульев» так называемой «домашней работы». Во многом этому способствовало то, что изготовителями мебели часто были крепостные крестьяне, которые, как умели, воспроизводили образцы высокого стиля не только по оригинальным образцам, но зачастую просто по изображениям. Дворовые люди подчас владели многими ремёслами на высоком уровне, нередко совмещая профессии – иной работавший в столярной утром, являлся вечером актёром в театре, что и придавало мебели известное своеобразие и индивидуальность мастера…
В многообразии стилистических выражений, однако, отчётливо проявляются два определяющих начала – функциональность и специфическая декоративность. Но стремление к практичности – не единственная характерная черта народной мебели.
Для русского человека представления о красоте связаны с богатым, подчас избыточным декором. Колористическое разнообразие и неожиданные цветовые сочетания выражают индивидуальность каждого предмета. И в этом чувствуется ещё древнерусское восприятие интерьера, где ансамбль отсутствовал, а каждая вещь была самоценной.
Ещё одна особенность народной мебели – подчёркнутое невнимание, игнорирование особых черт дерева как материала, особенностей его фактуры. Это связано с тем, что мастер выполнял мебель из легкодоступной древесины, чаще всего хвойных пород, покрывая её росписью и резьбой.
Поэтому, не стоит удивляться тому, что современное восприятие гармонии не так привычно, как хотелось бы профессиональному дизайнеру – гены!
Автор заметки Денис Фурманов
дизайнер интерьеров
+7 915 304 7297
http://denisfurmanov.ru/